За каждого покойника врачи лодзинской скорой помощи получали от похоронных фирм по 300--450 долларов
В понедельник в Лодзи, одном из крупнейших промышленных центров Польши (около 900 тыс. населения), были арестованы 29-летний Ярослав Ф. и 49-летний Роман К. -- бывшие врачи Лодзинской службы скорой медицинской помощи. Им предъявлено обвинение в получении взяток от похоронных фирм за информацию о покойниках (один из них получил, как минимум, 10 тыс. злотых, т. е. около 2,5 тыс. долларов, второй -- не менее 3,6 тыс. злотых, или 900 долларов). Оба признали свою вину.
Как рассказала «ФАКТАМ» пресс-секретарь апелляционной прокуратуры Лодзи Йоланта Бадзяк, во вторник вечером были также арестованы задержанные полицейскими Центрального следственного бюро Польши 47-летний владелец похоронного бюро «А» Влодзимеж Ф. , сотрудник этой фирмы 30-летний Марцин С. , а также 40-летний совладелец фирмы ритуальных услуг «CZ» Ольгерд Б. Всем им предъявлено обвинение в коррупции, и каждому грозит 10 лет тюремного заключения.
Одновременно лодзинская прокуратура проводит следствие по статье 148, ч. 2, п. 3 Уголовного кодекса Польши -- убийство, совершенное по мотивам, заслуживающим особого осуждения. Однако пока что такое обвинение никому из подозреваемых не предъявлено.
Как труп становится «шкурой»
Информация о нечестной конкуренции на рынке ритуальных услуг и о небескорыстных отношениях медперсонала «скорой» с владельцами похоронных бюро появлялись в польской прессе и раньше, но лишь на уровне догадок и предположений, так как за руку поймать никого не удавалось. И тогда свое расследование начали журналисты «Газеты Выборчей» и «Радио Лодзь». Оно продолжалось в течение шести месяцев, и его результаты повергли в шок всех поляков -- от простого обывателя до президента страны. Да и не только поляков.
Оказалось, что уже более десяти лет работники лодзинской скорой помощи (в том числе врачи, санитары, диспетчера и даже водители), лоббируя то или иное похоронное бюро, передавали «гробовщикам» информацию о покойниках. Естественно, не за «спасибо» -- за каждую «шкуру» (так на лодзинской «скорой» называют трупы) они получали от 1200 до 1800 злотых (300--450 долларов). Есть также предположения, что в некоторых случаях «скорая» могла специально задержать приезд к больному, не оказать ему помощь. Не исключено и то, что работники «скорой» «помогали» своим пациентам уйти в мир иной с помощью павулона -- сильнодействующего препарата, который вызывает вялость мышц, что приводит к тому, что больной не может самостоятельно дышать. Павулон могут использовать исключительно опытные анестезиологи. Если же это лекарство применить без подключения больного к аппаратуре, обеспечивающей искусственное дыхание, у него наступает удушье, и он умирает в страшных муках. Новый директор лодзинской «скорой», который сообщил о своих подозрениях в Центральное следственное бюро, уже официально признал, что павулон брали из аптеки «скорой» и бригады, не имевшие в каретах ни респираторов, ни интубационных трубок.
Ранее, до появления свободного рынка ритуальных услуг, похоронами занимались только коммунальные службы. А затем все изменилось. «Первооткрывателем» в этой области стал 40-летний лодзинский скульптор В. Сумера. В конце 80-х -- начале 90-х годов он подрабатывал на «скорой» санитаром. По его словам, семьи умерших часами ожидали приезда машины коммунального предприятия, которая должна была забрать труп в холодильное помещение (польские санитарные нормы запрещают держать покойника в доме). Сумера решил открыть свой бизнес, организовав похоронное бюро. Купив автомобиль-»труповозку», он раздал визитки бывшим коллегам. При этом попросил их сообщать, когда нужно будет перевезти покойника. В знак благодарности привозил им ящики водки, сигареты.
А затем появились конкуренты. И водки оказалась уже мало. В ход пошли телевизоры, «мобильники», деньги. Причем цены за «шкуру» росли чуть ли не в геометрической прогрессии. Некробизнес в Лодзи процветал.
Диспетчер «скорой» задерживал выезд кареты, чтобы дать пациенту умереть
Звонки по телефону 999 принимает диспетчер. На основании разговора с абонентом он должен решить, насколько серьезно состояние больного и какую именно карету послать: без врача (только водителя), санитара, который привезет пациента на станцию скорой помощи, а если нужно -- окажет помощь на месте, или же бригаду с медсестрой, которая должна действовать в той ситуации, когда есть угроза жизни больного. Карет много, они находятся в разных точках города, и именно диспетчер выбирает ту, которая необходима в конкретном случае.
Диспетчер может затянуть выезд, несмотря на то, что с каждой лишней минутой задержки «скорой» возрастает шанс летального исхода. Может послать к умирающему и действительно нуждающемуся в помощи человеку не ближайшую машину, а ту, с которой «сотрудничает». Журналистам удалось установить три бригады, которые выезжали на вызовы к «шкурам» значительно чаще, чем другие.
Если пациент умирает, врач должен подтвердить факт смерти, заполнить необходимые документы и вернуться в машину. А близкие остаются с умершим в ожидании «труповозки», которая перевезет тело в холодильник, где оно будет дожидаться дня похорон. В рыночных условиях только от семьи зависит выбор ритуальной фирмы.
Пользуясь растерянностью близких покойного, «двое печальных господ» из похоронного бюро, заставляли их подписать договор об оказании услуг
Близкие скоропостижно скончавшегося чаще всего пребывают в растерянности, не знают, что делать дальше. Обычно «под рукой» не бывает телефонов похоронных бюро. И вот уже вслед выходящему из квартиры врачу (санитару, водителю) несется: «Помогите ». И тот помогает, объясняя, что именно нужно предпринять, подсказывая телефон «фирмы, качественнее других оказывающей такие услуги». Врач-душка даже сам позвонить может -- зачем утруждать убитых горем родных. Причем профессионал не скажет, что сейчас к ним придут работники той или иной похоронной фирмы. Он говорит: «Сейчас к вам приедет бригада перевозчиков и заберет покойного в холодильник». Большинство людей воспринимает это как само собой разумеещиеся действия. После ухода медиков в квартиру заходят «двое печальных господ». Все еще не представляясь, они лишь говорят: «Пожалуйста, подпишите документы». И нет человека, который в такой момент станет изучать квитанции. Обычно их сразу подписывают. И лишь на следующий день смотрят, куда должны приехать и уладить остальные формальности. Тогда-то и выясняется, что обращаться они должны не в «скорую», а в похоронное бюро
Кроме того, одним из документов, подготовленных теми самыми «печальными господами» и подписанных родственниками умершего, оказывается письменная доверенность, с которой работник ритуальной службы уже может идти в управление социального страхования за пособием на похороны, на сегодня составляющим 4 тыс. злотых, то есть 1 тыс. долларов. Их фирма берет в качестве задатка за свои услуги.
Тут уж многие замечают, что подписали договор на организацию похорон. И если они откажутся, то заплатят штраф. Ну кто же будет спорить, когда в доме трагедия?
Чтобы заставить родственников обратиться в определенную похоронную фирму, некоторые врачи прибегали к шантажу
В погоне за деньгами некоторые продавцы «шкур» идут еще дальше -- если семья не соглашается на предлагаемую ими фирму, они прибегают к шантажу. И здесь у родственников покойного очень малые шансы настоять на своем. Дело в том, что врач, выписывая справку о причине смерти, должен написать либо «исключаю участие третьих лиц», то есть подтвердить естественную смерть, либо «не исключаю участие третьих лиц», то есть зафиксировать подозрение в убийстве. В последнем случае процедура усложняется, и семья не сможет похоронить покойника, пока не будет проведена судебно-медицинская экспертиза.
Так, в октябре прошлого года врач скорой помощи, которую вызвали, чтобы засвидетельствовать смерть, предложила зятю умершего вызвать фирму «А». Ей не повезло -- зять, работающий врачом и прекрасно знающий процедуру, не согласился, и разъяренная врачиха на его глазах порвала справку о смерти со словами «исключаю участие третьих лиц», молниеносно выписала другую. Уже со словами «не исключаю ».
5 января 2002 года другой врач сделал то же, когда женщина не согласилась вызвать к умершей сестре работника фирмы «CZ».
У некоторых работников скорой помощи Лодзи появились и соответствующие прозвища -- Ангел смерти, доктор Менгеле
Журналистов обвиняют в нанесении морального ущерба работникам скорой помощи
Публикации в «Газете» о торговле трупами вызвали лавину откликов. Полиция организовала специальную телефонную линию, и уже поступили сотни сообщений о том, как работники скорой помощи оказывали давление на родственников умерших. Причем это происходило не только в Лодзи, но и в других регионах Польши.
Директор Лодзинской скорой медицинской помощи заявил, что с 1 февраля на освидетельствование смерти будет выезжать не «скорая», а врач, который последним видел пациента. Кроме того, с прошлой пятницы по всей стране павулон был запрещен для использования бригадами «скорой». Министр здравоохранения Польши М. Лапиньский, срочно отозванный из отпуска после публикации репортажа «Охотники за трупами», распорядился проверить работу отделений скорой помощи по всей стране и имеющиеся в их распоряжении лекарственные препараты. Врачи и другой персонал «скорых», фамилии которых фигурируют в журналистских отчетах, отстранены от работы до полной проверки выдвинутых против них обвинений. Расследованием дела о некробизнесе занимаются Центральное следственное бюро Польши и апелляционная прокуратура Лодзи.
В медицинских кругах к репортажу «Охитники за трупами» отнеслись неоднозначно. Большинство медиков считают, что виновных -- если их вина будет доказана -- необходимо наказать. В то же время раздаются голоса о том, что публикация принесла много вреда, так как подорвала доверие людей к службе скорой помощи. И теперь они боятся вызывать к своим близким «скорую». Более того, были уже и случаи агрессивного отношения к работникам, приехавшим на вызов.
Президент Польши Александр Квасьневский, которого потрясли результаты журналистского расследования, заявил, что «если написанное в «Газете Выборчей» правда, то тут уже сложно говорить о преступлении. Здесь нужно говорить о вырожденчестве, об отходе от всех этических норм, об отсутствии человечности».
А между тем Национальный профсоюз медицинского спасения собирается подать в суд на журналистов «Газеты Выборчей» и «Радио Лодзь» за моральный ущерб, нанесенный работникам скорой медицинской помощи Лодзи
425Читайте нас у Facebook