Никита хрущев распевал на красной площади песню оскара фельцмана «я верю, друзья, караваны ракет »
Представлять Оскара Фельцмана нет особой необходимости. «Родные глаза», «Мой Вася», «Ландыши», «С добрым утром!», «Я верю, друзья», «Венок Дуная», «Белый свет», «Черное море», «Огромное небо», «Ходит песенка по кругу», «Возвращение романса» В этих названиях молодость нескольких поколений. Но в советское время о Фельцмане писали мало, а если и писали, то чаще ругали. Партийные идеологи и чиновники от культуры считали Оскара Фельцмана разрушителем жанров, пошляком, развращающим вкусы молодежи. Может, поэтому у него не было тогда высоких почетных званий и правительственных наград.
6 интересных фактов из жизни Оскара Фельцмана
1. Однажды 5-летний Оскар в детском саду сыграл на деревянной игрушечной флейте увертюру к опере «Кармен», приведя присутствовавших профессиональных музыкантов в неописуемый восторг, а потом ошарашил их, заявив, что инструмент несовершенен и серьезную музыку исполнять на нем невозможно. А через несколько лет, занимаясь в Музыкальной школе имени П. С. Столярского, категорически отказался играть на скрипке в общепринятой позе -- стоя. После этого им заинтересовалась профессор Б. Рейнгбальд, воспитавшая Эмиля Гилельса.
2. В середине 30-х годов под впечатлением событий в Испании Фельцман сочинил пьесу «Испанский карнавал». И когда учеников школы Столярского пригласили вместе с родителями на отчетные концерты в Киев, ее включили в концертную программу. На торжественном открытии присутствовало все партийное и государственное руководство Украины, и «Испанский карнавал», исполненный автором, был встречен аплодисментами. Но уже на следующий день в нескольких центральных газетах в рецензиях на концерт утверждалось, что «червь формализма проник в школу Столярского, и яркий тому пример -- «Испанский карнавал». В тот же день вечером автора отстранили от дальнейшего участия в концертах и отправили домой. Зато с юным талантливым «формалистом» решил познакомиться другой гениальный «формалист» -- Дмитрий Шостакович, приехавший специально для этого в Одессу.
3. В начале 50-х годов после выхода оперетт «Суворочка» и «Шумит Средиземное море» Фельцмана объявили «нарушителем традиций легкой, развлекательной оперетты» и «разрушителем жанра». Переключившись на сочинение песен, он стал «разрушать» и этот жанр, внося в него «пошлость» и «дурной вкус», сначала песней «Мой Вася», а затем и «Ландыши». Последняя чуть не поставила крест на его творческой судьбе. «Кто бы мог подумать, что скромные «Ландыши» принесут мне неприятности, хуже которых я не испытывал никогда в жизни, -- вспоминает Оскар Борисович. -- Причем продолжалось это не день и не два, а целых тринадцать лет. «Разврат молодежи», «пошлость» -- еще не самые сильные выражения, которые звучали в прессе. И вот в один из дней, когда критика достигла кульминации, мой коллега -- композитор, член партбюро Союза композиторов Владимир Фере буквально ворвался ко мне в квартиру и скороговоркой произнес: «Оскар! Сейчас в Зале имени Чайковского идет городская партийная конференция. Я договорился, что там будет разговор о песне, о твоих «Ландышах». Но прежде чем вынесут вердикт, попросил руководство послушать другие твои сочинения. Поехали!» По инициативе энергичного Фере на эстраду выкатили рояль, и я сыграл свою новую песню -- «Комсомольцы 20-го года». И произошло неожиданное: на сцену стихийно стали подниматься участники собрания и подпевать. Так «Комсомольцы 20-го года» спасли меня от разгрома».
4. После триумфального полета Юрия Гагарина было запланировано выступление космонавта на радио. «Перед тем, как был включен эфир, Гагарин вдруг попросил, чтобы его слова предваряла полюбившаяся ему песня (речь идет о песне «Я верю, друзья -- Авт. ). Работники радио пытались убедить Гагарина, что запись песни несовершенна, что там такие непроверенные слова, как «на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы » А, может, там и пыли-то нет? Но Гагарин оказался несговорчивым. «Если песни не будет, то выступать не буду», -- сказал он. Затем эту песню начали петь в космосе Андриян Николаев и Павел Попович. Через несколько дней мне позвонили из редакции и попросили срочно приехать. Я тут же был принят главным редактором газеты М. В. Замятиным, который начал разговор с того, что редакция чувствует неловкость, до сих пор не опубликовав такую известную песню. «Можно ли так сделать, чтобы ваша песня завтра же появилась на страницах газеты? -- спросил редактор. -- И что для этого нужно сделать?» Я попросил листок нотной бумаги и написал мелодию песни с подтекстовкой. Затем меня пригласили в комнату, где находился телевизор. Шла трансляция митинга с Красной площади. Приветствуя космонавтов, Н. С. Хрущев сказал примерно следующее: «В полете космонавты не только работали, но и пели хорошую песню. Я, конечно, не певец, но попробую ее спеть». И неожиданно запел: «Я верю, друзья, караваны ракет » Как в дальнейшем выяснилось, в «Правде» знали, что «Хрущев собирается говорить о песне, и решили оперативно напечатать ее. И, действительно, на другой день она была опубликована, а экстренный специальный номер направили в Кремль, где шел прием».
5. Когда композитор написал «Вальс милиции», главный милиционер страны Николай Щелоков торжественно вручил ему именные часы. Кстати, в доперестроечный период это была единственная, если так можно выразиться, государственная награда Фельцмана. Лишь в 1989 году он стал, наконец, народным артистом РСФСР. Б. Н. Ельцин наградил его орденом Дружбы народов. Но самый неожиданный подарок прислали ему из США. И кто! Сам американский президент Билл Клинтон подарил ему свой портрет с теплой дарственной надписью.
6. В апреле 1967 года под залпы торжественного салюта в Новороссийске у маяка Цемесской бухты на дно Черного моря был опущен контейнер -- письмо в 2017 год с посланием молодежи Новороссийска своим потомкам. Вместе с этим посланием в контейнер был положены письма ветеранов гражданской войны и героев-малоземельцев, кинолента «Мальчиш-Кибальчиш» и пленка с записью песни Фельцмана «Огонь Прометея» в исполнении Муслима Магомаева. Контейнер должен быть поднят в день 100-летия Октябрьской революции. Вспомнят ли о нем тогда потомки новороссийской молодежи 1967 года и услышат ли ныне забытую песню Оскара Борисовича? Как говорится, поживем -- увидим.
668Читайте нас у Facebook