Летчики сбитого Ил-76 верили, что три семерки в бортовом номере – к счастью
Гибель 14 июня девяти членов экипажа Ил-76 и сорока десантников 25-й отдельной Днепропетровской воздушно-десантной бригады была ужасной: подбитый зенитной ракетой самолет сначала взорвался в воздухе, а затем буквально вонзился в землю неподалеку от Луганского аэропорта.
Всех девятерых офицеров летной части, расквартированной в Мелитополе, готовятся похоронить по традиции в братской могиле на городском кладбище. Вчера стало известно, что тела погибших уже доставлены в Днепропетровск. По сообщению «5-го канала», боевики сами привезли останки украинских военных из Луганска в заранее обусловленное место. Передача произошла на мосту в селе Карловка Донецкой области. Как рассказал спикер АТО Владислав Селезнев, в Днепропетровске пройдет процедура идентификации военнослужащих, после чего они будут похоронены.
Собкор «ФАКТОВ» встретилась с однополчанами «крылатых сыновей» Мелитополя, побеседовала с их родными, близкими и друзьями.
«На оценку „отлично“ летает только Бог»
Что объединяло девятерых членов летного экипажа, регулярно совершавших в ходе антитеррористической операции опасные рейсы? Многие из них были потомственными военными. Почти все они были молодыми, практически у всех остались маленькие дети, и абсолютно все безумно любили небо! Еще на одно совпадение обратил внимание заместитель начальника авиационной эскадрильи по работе с личным составом гвардии майор Андрей Кагиров.
— Удивительно, но почти у всех дни рождения приходятся на май-июнь, они их праздновали друг за другом, — рассказывает Андрей Кагиров. — У штурмана Игоря Скочкова — 17 мая, у старшего техника Саши Козолия — 29 мая, у командира экипажа Александра Белого — 31 мая, у авиатехника Володи Буркавцова — 4 июня, у радиста Вити Ментуса — 7 июня, у помкомандира Миши Дьякова — 17 июня и 28-го — у старшего техника Олега Павленко. Только у бортинженера Сергея Телегина в октябре, да у стрелка Саши Ковалика в сентябре. Таких совпадений больше ни в одном экипаже не было. Все последние дни рождения отмечались, можно сказать, в боевой обстановке. Знаете, бортовой номер этого самолета 76 777. Казалось бы, три семерки — счастливое число. Но в данном случае не сработало.
Командиру самолета, замкомандира эскадрильи Александру Белому совсем недавно исполнилось 38 лет.
— Внеочередное звание гвардии подполковника ему присвоили ровно за неделю до гибели, как раз в связи с АТО, — уточняет Кагиров. — Он получил и квалификацию летчика первого класса. Этот экипаж сформировался недавно, в марте. А сам Белый несколько раз участвовал в украинско-датской операции «Северный сокол» в Гренландии, выполнял правительственные задания по доставке грузов в африканские страны, гуманитарной помощи в Китай, облетел чуть не полмира.
«Каждый новый полет не похож на предыдущий, — рассказывал в 2011 году тогда еще майор Александр Белый (на фото).— Сегодня экипаж отработал на оценку „хорошо“, потому что на „отлично“ только Бог летает. Самый запоминающийся полет был у меня год назад, когда я впервые вылетел командиром экипажа. А любимый, надеюсь, еще впереди…»
У погибшего командира остались две дочурки. Папа никогда уже не привезет подарков своим любимицам…
Помощник командира экипажа, начальник воздушно-огневой и тактической подготовки гвардии майор Михаил Дьяков не дожил до своего 46-летия всего три дня. Он единственный из девятерых не был женат, жил с родителями. По словам коллег, Михаил был тихий, спокойный, никогда ни на кого не повышал голоса.
— Миша Дьяков — мой золотой ученик, как мы все гордились им!— сквозь слезы рассказывает бывшая его учительница Надежда Петренко. — Отец Миши — летчик, поэтому и сын летал. А мама, Лариса Ивановна, преподаватель музыки. Миша побеждал на математических олимпиадах, был лучшим спортсменом школы и города по легкой атлетике, футболу.
Штурман эскадрильи 37-летний гвардии капитан Игорь Скочков, как рассказал Андрей Кагиров, несколько лет работал на «гражданке», но тяга к авиации пересилила, и в 2012 году Игорь восстановился сначала на должность штурмана отряда, а потом его назначили штурманом эскадрильи. Скочкова характеризуют как классного специалиста, который как губка впитывал нужную информацию. В 2000 году в его семье родился сын, в 2012-м — доченька.
38-летний гвардии старший лейтенант Владимир Буркавцов — старший бортовой авиационный техник, его зона ответственности — грузовая кабина самолета.
— Володя приехал с родителями в Мелитополь школьником, — вспоминает одноклассник Игорь Васюченко. — Его отец был военным, командиром батальона, а мама работала в санчасти. Он, как и многие ребята в начале 90-х годов, бредил воинской службой. Вовка был простым, веселым парнем, душой компании, потому дружить мы продолжали уже семьями.
— Старший бортовой авиационный техник гвардии старший лейтенант 30-летний Александр Козолий — один из недавно подготовленных молодых специалистов, — продолжает Андрей Кагиров. — Он окончил Харьковский и столичный университеты по избранной специальности. Оксане, его жене теперь самой предстоит поднимать маленькую Вероничку.
«Сыночек, когда вырастет, будет гордиться своим отцом»
Навсегда останется 41 год старшему воздушному стрелку гвардии прапорщику Александру Ковалику.
— Саша перевелся в Мелитополь из Кривого Рога, встретил хорошую девушку, женился, у него мальчонке годика два, — рассказывает старший воздушный стрелок, старшина Юрий Андрощук. — Я его видел буквально за час до трагедии, во время погрузки: разговаривали, он смеялся. Очень страшно быть свидетелем гибели товарищей. Стрелок — это единственный член экипажа, который находится отдельно от всех, в хвосте самолета. И на этом месте в экипаже Александра Белого полтора месяца был я. А когда ушел в профилактический отпуск, меня сменил Саша Ковалик. Наш самолет шел на луганский аэродром за их Илом, и экипаж из кабины видел вспышку и взрыв!
Отец старшего воздушного радиста, гвардии прапорщика Виктора Ментуса был в авиаполку заместителем командира батальона связи. Известие о гибели сына, которому всего неделю назад исполнилось 32 года, Владимир Романович принял стоически, лишь по окаменевшему лицу скатилась слеза…
Товарищи по службе вспоминают, каким Виктор был заботливым сыном и отцом. Маме звонил по нескольку раз в день, успокаивая: «У меня все в порядке, все хорошо». И очень радовался, что растет сыночек, наследник, которого мечтал вырастить спортсменом, сильным и смелым.
«С одним из погибших в луганском небе ребят мы учились в одной школе и выпивали „из-под стола“ на его выпускном, — признается в Facebook Георгий Гиоргадзе. — Обидно до боли. Обидно за семьи ребят и за то, что годовалый Витин сынишка не смог еще запомнить лицо отца! Обидно за нашу страну, которая не бережет своих сыновей… Почему АТО возглавляют предатели и агенты Кремля? Вечная память героям и мученикам!».
«У Витюшки было две страсти в жизни — это его семья и небо!— выложила в Интернет пронзительной искренности строки молодая вдова Инна Ментус. — Мы так долго искали друг друга и так недолго были вместе счастливы! У нас такой замечательный сыночек… Он будет гордиться своим папой Героем, когда немного подрастет… А пока смотрит на самолетики и кричит: «Папа, пока!».
*У Виктора Ментуса были две страсти в жизни — семья и небо
Гвардии капитан Сергей Телегин, начальник техническо-эксплуатационного отряда, в авиацию пришел по стопам отца и старшего брата, окончив Васильковское военное авиационно-техническое училище. Как поясняют коллеги погибшего, капитан отвечал за техническое состояние самолета на других аэродромах. Если бы на том свете был Интернет, 42-летний Сергей Телегин смог бы прочитать в социальной сети горестное послание своей крестницы.
«Дядя Сереженька, вы навсегда останетесь в моем сердце, в наших сердцах!!!— написала „ВКонтакте“ Леночка Базельчук. — Вы были самым лучшим крестным папой, самым любимым и самым родным дядей! С самого моего рождения вы были рядом. Ваша улыбка всегда будет у нас в памяти».
Теперь роль мужчины в семье исполнять 14-летнему сыну Сергея.
В авиагородке в эти дни часто встречаются женщины в черных траурных косынках. Так мы познакомились с Татьяной Кизим, тещей Олега Павленко, старшего техника группы обслуживания радиоэлектронного оборудования, гвардии старшего лейтенанта.
— Олег родился в Германии в семье военнослужащего. С моей дочерью встретился здесь, в Мелитополе. 17 лет они прожили душа в душу, — печально рассказывает Татьяна Михайловна. — Он всегда мечтал летать, очень любил небо, хотя по профессии не летчик, а радиоэлектронщик, отвечал за систему связи. В какой-то момент попал под сокращение, был вынужден уйти на «гражданку». Затем вернулся, восстановился. Со временем его пригласили в экипаж. Парень очень добрый, веселый, жизнерадостный… был.
Олежек всего две недели не дожил до своего 43-го дня рождения, который хотел отметить на море с семьей и друзьями. Осиротела моя 15-летняя внучка.
Я горжусь своим зятем, как бы мне ни было больно, как бы моя душа ни страдала. Горжусь всеми нашими ребятами, которые были в экипаже, они настоящие мужчины!
Мелитополь застыл в трауре. А на просторах Интернета не затихают обсуждения. Зачем руководители АТО отправили три транспортных самолета друг за другом в опаснейшую зону, практически на верную гибель? «Какого *** гнать борт в место, где активно применяются переносные зенитные комплексы? Вот этого я не понимаю! — возмущается один из блогеров. — Это признак полной профнепригодности руководства операции».
«Длина Ил-76 и размах крыльев по 50 метров, — вступает в обсуждение еще один неравнодушный пользователь. — В него на посадке, образно говоря, может попасть ребенок из рогатки — это очень большая цель. Пусть даже аэродром прикрывали бойцы Нацгвардии, но на подступах к нему безопасность не обеспечили. Надо было провести артподготовку, облететь район вертолетами».
Страшнее всего, что трагедия могла быть втрое масштабнее: на аэродром с 10-минутным интервалами летели три транспортника с мелитопольскими экипажами, двумя сотнями десантников, техникой и вооружением. Знающие люди говорили журналисту «ФАКТОВ», что попасть под обстрел могли все три самолета. Если учесть, что террористы находились на заранее подготовленных позициях, то не исключено, что была утечка информации о маршруте и времени следования бортов. Знать об этом могли только высокие чины. А первый самолет, который благополучно сел на аэродроме, боевики могли просто… прозевать. Между тем, даже увидев вспышки снизу и взрыв самолета, третий борт еще 5 минут дожидался команды возвращаться на родной аэродром.
По словам летчиков, самолеты шли с максимальными предосторожностями: без сигнальных огней и радиообмена. Но в субботнюю ночь над Луганском светила полная луна. Кстати, отстрел тепловых ловушек при посадке борта «777» мог только подсветить противнику объект нападения.
— Мы вас, журналистов, очень просим: проследите, выясните, куда уходят деньги, которые посылает на армию народ, сбрасываясь по пять и более гривен!— с такими словами обратились к «ФАКТАМ» авиаторы, не пожелавшие назвать имен. — Надо проследить до копейки, потому что там огромные суммы! Например, перед вылетом мы очень долго ждали подвоза бронежилетов для десантников, но так и отправились без них! А из-за того, что в Воздушных силах Украины осталось слишком мало высококлассных специалистов, их эксплуатируют, не соблюдая права на отдых.
Увы, есть и злопыхатели, которые уверяют, что трагедия произошла исключительно из-за… алчности «летунов»: мол, знаете, за какие деньги они летают?
— Мы получаем такое же жалованье, как и до полетов в зону АТО, — рассказывают авиаторы. — Хотя и сами не раз слышали разговоры о том, что каждый член экипажа получает за вылет по 9 тысяч долларов! О таких деньгах никогда и речи не шло.
Офицеры говорят, что Минобороны до сих пор не рассчиталось с летчиками за операцию «Северный сокол-2014», хотя датская сторона свои финансовые обязательства перед Украиной выполнила.
Президент пообещал выделить семьям погибших по 610 тысяч гривен. Но неравнодушные мелитопольцы, не дожидаясь, когда будет исполнено распоряжение главы государства, самостоятельно начали сбор средств для семей, потерявших кормильцев.
Читайте нас в Facebook