ПОИСК
Події

Некоторые специалисты считают, что ядерный взрыв реактора на подводной лодке «курск» невозможен

0:00 9 вересня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Субмарины третьего поколения оснащены наиболее безопасными реакторами, работающими на медленных тепловых нейтронах

За последние три недели в средствах массовой информации появилось огромное количество публикаций о гибели атомной подводной лодки «Курск», однако о состоянии ее реактора почему-то говорят мало. Если верить официальной информации, радиационная обстановка в районе гибели «Курска» остается нормальной. Что же сейчас происходит с реактором? С этим вопросом «ФАКТЫ» обратились к капитану 2 ранга запаса Владимиру Боднарчуку. О подводном флоте и особенно о реакторах Владимир Ильич знает не понаслышке, он служил на атомоходе, а затем работал начальником комплекса перезарядки атомных реакторов.

-- Нужно сделать очень много ошибок, чтобы реактор взорвался, -- убежден Владимир Бондарчук. -- На лодках второго поколения стоят водяные реакторы ОК-300 мощностью 90 Мвт, а субмарины третьего поколения оснащены реакторами ОК-650 мощностью 190 Мвт. На «Курске» находятся два таких реактора -- они наиболее безопасные, работают на медленных тепловых нейтронах. Замедлителем и теплоносителем в них служит вода. Без ее циркуляции реакторы просто физически не могут работать. Кроме этого, поскольку в реакторе давление 200 атмосфер, вода в нем без кипения может нагреваться до температуры 365 градусов. Стальной корпус выдерживает давление свыше 250 атмосфер. Ядерный взрыв на таких реакторах просто невозможен.

А для того, чтобы произошел тепловой взрыв, надо очень постараться. Нечто подобное случилось на подлодке К-140 второго поколения 667-го проекта, стоявшей в Северодвинске на заводском ремонте. Наладчики работали на одном из реакторов и случайно подали питание на двигатель поднятия компенсирующей решетки заглушенного ректора. Он резко набрал мощность, но, поскольку все приборы на нем были отключены, никто этого не заметил. В результате реактивность реактора увеличилась в 18 раз, зона оплавилась, давление превысило допустимые пределы, и корпус лопнул. После случившегося строго-настрого запретили отключать приборы на заглушенных реакторах во время ремонтных работ.

-- Судя по высказываниям руководства Северного флота, сразу после аварии на «Курске» сработала автоматика, которая заглушила реактор. Так ли это?

РЕКЛАМА

-- Аварийная защита срабатывает в том случае, если резко изменяется ситуация на подлодке, например, повышается температура, давление, соленость воды, или возникают проблемы с оборудованием. При неблагоприятной ситуации тут же включаются электродвигатели, которые опускают компенсирующие решетки.

-- А если в этот момент на лодке исчезает свет?

РЕКЛАМА

-- Такое уже происходило. Трагедия на подлодке К-219 случилась в октябре 1986 года. Субмарина находилась в автономном плавании и несла боевое дежурство в районе Бермудских островов. На лодке стояли жидкостные ракеты, и, вероятно, на одной из них из-за неисправности клапана произошла утечка окислителя. Это привело к взрыву, в результате чего ракета была выброшена из шахты, а в расположенный неподалеку отсек стали поступать ядовитые пары. Они не только погубили нескольких членов экипажа, но и стали очень быстро разъедать сальники. Тут же включилась аварийная автоматика обоих реакторов. Но на одном из них из-за пропажи электропитания заело решетку. Экипажу пришлось опускать ее вручную -- с помощью специального ключа. Реактор был заглушен, но трюмный матрос, выполнявший это задание, погиб. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Лодка затонула, однако большинство членов экипажа удалось спасти, погибли только четыре человека. Командира подлодки хотели судить, но тут на Красную площадь приземлился Руст, и у Кремля появились другие проблемы.

РЕКЛАМА

После такого случая в конструкцию лодок третьего поколения внесли некоторые изменения -- решетка на реакторах типа ОК-650 в случае аварии должна опускаться под собственным весом. Кроме того, на этих реакторах предусмотрено бортовое безбатарейное расхолаживание. Сам реактор охлаждается за счет встроенных охладителей, которые работают благодаря естественной циркуляции и холодной воде. Не следует забывать также о том, что существует биологическая защита реактора, в которую включен не только сам реактор, но и весь второй контур вместе с парогенератором. По-моему, нет оснований беспокоиться по поводу состояния реакторов на «Курске». Куда серьезнее положение с отработавшими свой ресурс лодочными энергетическими установками.

-- А разве их не утилизируют?

-- При одной перезарядке активной зоны реактора АПЛ в общей сложности образуется 150-200 кубометров радиоактивных отходов, в том числе 10 кубометров высокоактивных ЖРО (жидких радиоактивных отходов). Твердые раньше складывались в специальные контейнеры, а ЖРО отправляли на комбинат «Маяк» под Челябинском. Но что делать с самими реакторами, не знает никто. Их количество перевалило за сотню. Причем речь идет не только о лодочных энергетических установках. На сегодняшний день построены четыре атомных крейсера и один корабль связи. Три из них уже не на ходу, потому что реакторы свой ресурс выработали, а на их перезарядку не хватает денег. Сейчас в море ходит лишь «Петр Великий», поскольку построен не так давно. Рано или поздно придется решать эту проблему, и потребует она намного больше средств, чем предполагаемые затраты на подъем «Курска».

1412

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів