Жена Леонида Филатова Нина Шацкая: "Обряд нашего с Леней венчания проводил мой сын — священник"
Миллионам телезрителей запомнились блестяще сыгранные Леонидом Филатовым роли в фильмах «Экипаж», «Забытая мелодия для флейты» и многих других, а также его авторская программа «Чтобы помнили». Судьба наделила Леонида Алексеевича множеством талантов, но отмерила ему всего 56 лет. О том, каким он был человеком, в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказала жена народного артиста России звезда Театра на Таганке Нина Шацкая.
— Нина Сергеевна, Леонид Филатов любил отмечать свои дни рождения?
— Нет, для отмечаний с размахом и дорогих подарков у нас никогда не было достаточно денег — даже тогда, когда к Лене пришла популярность. Он презирал деньги. Считал, есть на хлеб с маслом — и достаточно. И я с ним соглашалась. В его день рождения мы могли посидеть с друзьями в ресторане Дома кино. И, конечно, дома вдвоем. Говорили друг другу какие-то замечательные слова. Обязательно Леню поздравлял Денис (сын Нины Шацкой от брака с Валерием Золотухиным. — Ред.). Когда мы сошлись, Дениске тринадцать лет было. А спустя годы уже и вся многодетная семья сына поздравляла Леню. Детки были совсем маленькими. Самая старшая Олечка, которую Леня просто обожал, читала ему за столом стишки.
*Нина Шацкая: «Нам с Леней всегда было интересно друг с другом»
— Ваш сын Денис — священник. Говорят, вас с Леонидом Алексеевичем он и венчал.
— Да. Обряд нашего венчания проводил Денис. Это было еще до операции по пересадке почки. Леня уже тогда себя очень плохо чувствовал. Когда сын проводил обряд венчания, я стояла, а Леня сидел. Чтобы как-то его подбодрить, на следующий день я пошла в магазин и купила ему четыре костюма — два светлых и парочку потемнее. Леня спросил: «Зачем?» Я ответила, что нужно немного потерпеть, и все будет хорошо. И он мне верил больше, чем врачам. И костюмы успел поносить… Ему сделали операцию и продлили жизнь еще на шесть лет.
— В последнее время вы жили на даче?
— Нам очень повезло — купили ее дешево, а через месяц цены фантастически подскочили. Правда, пришлось мне приводить ее в порядок, она была очень запущена. И какой же был сюрприз для Лени, когда он ее увидел преобразованной! Нам было там очень хорошо.
— Казалось, наверное, жить бы и жить?
— Да, Леня ушел неожиданно. Днем хорошо себя чувствовал, а вечером вдруг попросил включить обогреватель, хотя в доме было очень тепло. Его знобило. Померили температуру: 37,2. Я испугалась: это легочная температура. Обратились к доктору. Леня выпил лекарство, но и на утро температура осталась такой же. Я вызвала «скорую». Леню прослушали и обнаружили хрипы в легких. Он лег в больницу, пробыл там две недели и уже из нее не вышел.
— Леонид Алексеевич верил в судьбу?
— Леня чувствовал, что ему немного осталось. Он говорил об этом… А сейчас вот еще что вспомнилось. Когда мы стали жить вместе, как-то показал мне ладонь: «Смотри, у меня линия жизни разорвана». А через короткое время она у него… срослась. Но в последнее свое лето снова показал мне руку, и я увидела, что линия жизни опять прервалась. Было много мистического — не только это.
Незадолго до Лениного ухода я хотела посадить на даче две яблони. Подготовила две квадратных ямки. Но мне сказали, что сразу не сажают, надо подождать. Я так и сделала. А недели через две к нам приехали в гости друзья и мы обнаружили, что эти ямы вполовину вытянулись и превратились в прямоугольники, напоминавшие могилы… Тем летом умер Ленин отчим, а в октябре не стало и Ленечки. В день его похорон, когда я вернулась домой, на дверях сидела бабочка с рваными крылышками. Это было удивительно: конец октября, холодно… Бабочки в такое время уже не летают. А через два дня мне позвонили из «Современника» и рассказали, что во время спектакля у них на сцене тоже летала бабочка. Леня уходил в этот театр, когда на Таганке уже не было Юрия Петровича Любимова. Очевидно, Ленина душа «облетала» любимые места.
— Невероятно.
— Таких людей, как Леня, больше нет. У него и человеческие качества были замечательные, и талант какой ему Бог дал — артистический, поэтический! Леня писал стихи, пьесы, пародии, делал потрясающие переводы. А в картине «Сукины дети» выступил еще и в качестве режиссера. И всюду у него была высокая планка. А какую замечательную Леня программу делал — «Чтобы помнили»! Тяжело ее пробивал. Вышло несколько выпусков. И вдруг случился инсульт. Первый звоночек прозвенел, когда мы играли с ним Тригорина и Аркадину в чеховской «Чайке». Леня всегда быстро ходил и говорил. И вдруг я на сцене заметила: как-то он неестественно стал растягивать слова, а когда все артисты выбегали на поклоны, он еле поворачивался. Только потом я поняла: это был микроинсульт. После инсульта, придя в себя, Леня продолжал вести программу, хотя я была против — много сил и здоровья все это у него отнимало.
— Мало кто знает, что ее название — цитата из знаменитой, разошедшейся по всей стране анкеты Владимира Высоцкого. Его спросили: «Чего бы вы хотели больше всего?» И он мгновенно, не задумываясь, ответил: «Чтобы помнили…»
— «…и везде пускали!». За эту программу в 1996 году Леню наградили ТЭФИ. Но получала премию за мужа я. Он находиться в зале не мог.
— Я видела эти очень трогательные кадры, где вы, выходя на сцену, не могли сдержать слез. «Всем, кто любит Леню, огромное спасибо, — сказали вы. — К сожалению, он не может присутствовать на церемонии, потому что находится на процедуре, которую нельзя отменить. Он выздоровеет!» Весь зал встал…
— Да, да. Все так и было.
*Леонид Филатов был человеком очень одаренным: играл в театре и кино, писал, вел программу «Чтобы помнили»
— Читала, что, не пройдя во ВГИК, на вступительных экзаменах в Щукинском училище Леонид Филатов читал свои произведения, выдавая их… за творения великих авторов. И преподаватели ему верили!
— Такое и в студенческие годы случалось не раз. Бывало, Леня придумывал фамилии зарубежных авторов, и, что интересно, один педагог даже сказал, что книги этого писателя есть у него в домашней библиотеке. А когда Ленин сокурсник Боря Галкин сообщил, что все это написал Филатов, преподаватель даже перестал с Леней здороваться…
— Когда в 1969 году Леонид Филатов пришел в Театр на Таганке, Юрий Любимов его взял сразу же. Но мало кто знает, что и Аркадий Райкин звал вашего мужа к себе работать.
— Райкин посмотрел в Щукинском училище дипломный спектакль, и то, как играл Леня, ему понравилось. Он его действительно приглашал к себе и очень хорошо к нему относился. Но нашей с Леней судьбой стал Театр на Таганке.
— На его сцене Леонид Филатов играл Мастера, а вы — Маргариту.
— Наши с Леней взаимоотношения были замешаны на мистике. Как-то я гадала со свечой и на стене увидела очертания рогов, собаку и кулак с большим пальцем, будто показывающем высший класс! Мне казалось, что в моей жизни должно случиться что-то необыкновенное. И я… встретила Леню. Он был по гороскопу Козерог, родился в год Собаки и оказался прекрасным человеком. Все совпало! А началось вот с чего. Однажды между репетициями в театре он пригласил меня в кафе, стал читать свои стихи. Для меня это было как-то странно. В душе ощущалась какая-то тревога. Я была замужем, и меня так воспитывали, что рядом других мужчин не могло быть.
Правда, с Валерием Золотухиным, моим тогдашним мужем, отношения были уже очень плохие. А вскоре мне приснился тревожный сон. Я проснулась. И вдруг будто что-то меня выбросило из кровати, я быстро привела себя в порядок и побежала в театр. В мозгу стучало одно: «Успеть, успеть, успеть»… Я бежала, задыхаясь. Влетела в театр, остановилась в зрительном зале, где на сцене шла репетиция. Чувствовала: что-то, очень важное должно произойти или со мной или в театре. Я смотрела на сцену не видя и не слыша. Стучало только мое сердце, которое, казалось, еще немного — и разорвется. И вдруг кто-то сзади поцеловал меня в шею. Обернулась. Это был… Леня. Когда наши руки соединились, произошел сильный электрический разряд. И начался обоюдный бред, мы лихорадочно торопились сказать друг другу какие-то слова, понятные только нам двоим. Говорили взахлеб, и уже не было страха. Я успела! То же, как сам потом говорил, чувствовал и Леня, который в тот день тоже не должен был быть в театре. И его в то утро что-то будто подтолкнуло. Мистика… Как не поверить, что есть судьба? Так начался наш роман.
— Всесоюзную славу Леониду Филатову принес вышедший на экраны в 1980 году первый советский фильм-катастрофа «Экипаж». Его посмотрели тогда 70 миллионов зрителей. Как ваш муж ощущал славу?
— Леня скромнягой был. Сколько писем ему писали женщины после выхода на экраны «Экипажа»! Хорошие письма, любовные. А мужчины, напротив, не жаловали. Видно, потому, что жены им в пример Лениного героя ставили.
— Великолепно сыграл Леонид Филатов и в картине Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты».
— А мне очень нравится его работа в фильмах «Город Зеро», «Грачи». Какой Леня во всех этих картинах разный! «Грачей» снял киевский режиссер Константин Ершов. Кстати, Леня очень любил ездить в Киев. Он снимался на Киностудии имени Довженко в картине «Ярослав Мудрый». И, к слову, очень любил говорить на украинском языке. Киев, Одесса — очень красивые города. Мы с Леней неделю были в столице Украины на съемках фильма «Женщины шутят всерьез». Я озвучивала главную героиню. Помню, как накануне отъезда к нам в номер пришел Сергей Шакуров и сказал, что умер Володя Высоцкий…
— Ну, а мир вам с мужем удалось посмотреть?
— Мы много ездили с Театром на Таганке. Дважды были в Швейцарии, где работали наши друзья. Эти поездки вспоминаю как сказку. А еще Леня снимался в Колумбии в фильме «Избранные», концертировал по Америке. В поездке в Китай познакомился с Горбачевым. Леня оказался в делегации. Михаил Сергеевич читал Леню. Очень ему нравилось его произведение «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Особенно фраза: «Утром мажу бутерброд. Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, и компот не льется в рот». И сам Леня Горбачеву импонировал. В Китае они пообщались. Леня пригласил Михаила Сергеевича на презентацию своей новой книги, а потом к нам на новоселье. Мы только-только получили квартиру. В ней еще вообще ничего не было! Голые стены. Никаких столов и стульев. Узнав об этом, Горбачев спросил Леню: «Может, нам с Раисой Максимовной плед принести, чтобы на полу сидеть?»
Хорошо, что у нас был приятель, который работал в мебельном магазине. В тот день он привез и стулья, и стол, так что все было нормально. В этой двухкомнатной квартире я и сейчас живу. А до того у нас была однокомнатная, малогабаритная — с низкими потолками, крохотной кухонькой. И когда с Леней впервые вошли в эту, еще пустую, она нам хоромами показалась. Одна комната — 15 метров, вторая — 17! Интересно получилось с угощением Горбачевых. Михаил Сергеевич позвонил и сказал мне: «Ниночка, рюмка водки и селедка — больше ничего не надо!» Только вот найти селедку оказалось проблемой. Оббегали всю Москву — нет. Лишь в одном ресторане моей подруге удалось раздобыть маленькую баночку. Это был 1994 год. Горбачев уже был в отставке. Они с Раисой Максимовной подарили нам тогда икону — лик Христа.
— Нина Сергеевна, у Леонида Филатова ведь своих детей не было. Вашего Дениса он усыновил?
— Они с Леней очень любили друг друга. И хотели это сделать. Но Леня подумал и сказал: «Не стоит. Ты мне потом не простишь. Отец же тебе ничего дурного не сделал». И я считаю, это правильно. Леня был очень мудрым. Он воспитал Дениса. Бывало, к нам придут гости, муж посидит с ними минут сорок и идет к сыну пообщаться. И сейчас Денис мне не раз говорил: «Мама, когда мне тяжело и я не знаю, как поступить, вспоминаю Леню и представляю, что бы он сказал и что бы сделал».
— Каким ваш муж был в быту?
— Абсолютно неприхотливым. Любимым блюдом у него была моя пицца. Очень пышная — с сыром, помидорами, перчиком, солеными огурчиками и базиликом. Нравились и борщи мои. Я была хорошей хозяйкой и женой. Мы с Леней почти никогда не ссорились. Нам всегда было интересно друг с другом.
— Что бы вы сказали мужу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— Я бы сказала: «С днем рождения, дорогой! Я тебя очень люблю».
5006Читайте нас у Facebook