«богдан ступка с женой ларисой праздновали свою свадьбу у меня дома», — вспоминает заслуженная артистка украины любовь каганова
Один из великих мастеров сцены сказал: «История театра — это жизнь и работа его актеров». Накануне официальных торжеств по поводу юбилея Театра имени Марии Заньковецкой «ФАКТЫ» решили поговорить «за жизнь» с легендой львовской сцены — актрисой Любовью Кагановой. Прямо с порога извинились перед ней за некоторых коллег, которые порой в своих материалах забывают напомнить, что она заслуженная артистка Украины. «Господи, разве это так важно!» — машет рукой Любовь Яковлевна. — Нередко меня представляют как народную. Вы пишите просто — заньковчанка
«Мне сказали: «Исключи из программы Лину Костенко»
- Любовь Яковлевна, на сцене родного театра вам доводилось играть с Богданом Ступкой
- Богдана вспоминаю с благодарностью, в спектаклях мы часто были партнерами. Женщины постоянно в него влюблялись!
- А правду говорят, что свою свадьбу Богдан Сильвестрович праздновал в вашей квартире?
- И кто ж это проболтался? — смеется наша собеседница. — Действительно, было такое. Когда молодожены расписались, мне позвонил мой муж: «Любочка, Богдану с Ларисой негде отпраздновать свадьбу. Давай поможем!» Я быстро прибрала в квартире, накрыла стол. И отметили это знаменательное событие. А когда Ступки получили маленькую комнатку, то на новоселье пригласили только нас с мужем.
- Вы ведь с супругом, актером Владимиром Аркушенко, однокурсники?
- Да. После окончания Киевского театрального института имени Карпенко-Карого нас приглашали в Одессу, Запорожье, Черновцы, предлагали остаться в Киеве. Но мы с мужем выбрали Львов. Здесь вся украинская классика прошла через мое сердце
Когда я пришла в театр, роли молодых героев играли 40-летние актеры. Утвердиться было непросто. Но у меня получилось Не успевала закончить работу в одном спектакле, как режиссеры предлагали новую роль.
Сейчас молодежь играет и ровесников, и сложные возрастные роли. Есть среди них очень интересные актеры. Но кое-кому я бы посоветовала сменить профессию. За 25 лет преподавания в учебно-театральной студии научилась безошибочно «угадывать», кто будет жить на сцене, а кто — просто находиться при ней.
- А о какой роли вы мечтали?
- В свое время не сыграла Джульетту, и это печалит Теперь на сцену выхожу нечасто, что в моем возрасте естественно. Самые дорогие роли — те, над которыми работаю сейчас. Верю режиссеру нашего театра Алле Бабенко. Чрезвычайно требовательная! Вместе с нами радуется, плачет, говорит, что мы гениальные, и ругает.
- Интересно, а с кем из режиссеров работалось легче всего?
- У каждого режиссера была своя методика работы с актерами. Например, Анатолий Ротенштейн все время бегал из зала на сцену и показывал актерам, что он хочет увидеть. Сергей Данченко, наоборот, тихонько сидел в зале и задумчиво говорил: «Да, эта сцена может быть. Но давайте попробуем по-другому». И пока не добивался своего, не отпускал актеров. Режиссер Анатолий Горчинский на репетицию не приходил без гитары в руках. В его спектаклях всегда звучала песня. Незабываемые
уроки профессионализма дали заньковчанам Марк Захаров и Вацек Руцкой. Невозможно было в них не влюбиться как в режиссеров! На наших репетициях любил бывать Роман Виктюк, мой друг, бывший львовянин. Алла Бабенко очень прислушивается к его мнению. Она доверяет его вкусу, таланту
- Импровизировать на сцене вам приходилось?
- Всякое бывало! Помню, в советские времена я играла в спектакле «Третья патетическая». Нужно было отдать Ленину (актер Александр Гай) письмо-просьбу о помиловании брата. Выскакиваю на сцену, открываю сумочку, а письма нет. Как выкрутиться? Ведь за мной сотни зрителей наблюдают! Начинаю просить Ленина о помиловании своими словами. Александр все понял и говорит: «Вы, голубушка, сначала мне письмо напишите, а потом пришлите его». К счастью, никто ничего не заметил.
- Были в советское время спектакли, которые вашему театру запрещали ставить?
- Мы не играли спектакли по Александру Вампилову, Василию Шукшину, Людмиле Петрушевской. Во всем мире их ставили, а у нас нет. Лишь однажды мне довелось столкнуться с цензурой. Львовским городским управлением культуры долго руководил Ярослав Вятошинский, умный человек, которого мы в шутку называли «министром культуры Западной Украины» (позже он работал в Киеве). Я подготовила сольный концерт по произведениям Ивана Драча, Бориса Олийныка, Дмитра Павличко и Лины Костенко. «Министр» ознакомился с моей программой, позвонил мне и говорит: «Люба, исключи из выступления Лину Костенко». Ее произве-
дения запрещали читать. Мне было так неудобно перед поэтессой — она знала о моей программе. Но после этого я все равно выступила с концертом, где читала только произведения Лины.
- Это правда, что Лина Костенко посвятила вам свои стихи?
- Не совсем так. На вечере, посвященном ее творчеству, поэтесса призналась: «Мне не нравится, как декламируют мою поэзию. Только Каганова читает так, что это совпадает с моим мироощущением». И подарила мне сборник своих стихотворений с надписью: «С тем чувством глубокой человеческой нежности, которое возникает сразу и навсегда»
«Чтобы 57 лет работать в одном театре, нужно иметь смелость»
- Вы отдали сцене 57 лет, создали почти 200 образов. Наверняка, знаете тонкости женской души?
- То, что может вынести женщина на своих плечах, ни одному мужчине не по силам. Мой муж после инсульта лежал семь лет, тяжело болела и его мама. Я тогда была занята во многих спектаклях, еще и в студии преподавала. Утром готовила обед, мчалась на репетиции, потом прибегала домой и — снова в театр. Мне было 45 лет, когда скончался супруг
- В вас часто влюблялись?
- Знаменитый заньковчанин Борис Романицкий сказал: «Если во время спектакля женская половина зала влюбляется в героя, а мужская — в героиню, значит, представление удалось!» А если говорить не о сцене В моей памяти лишь покойный муж. О нем все мысли.
- Неужели не было ни одного романа?
- Был. Бурный и платонический роман. Много лет назад во Львове гастролировал московский Театр имени Маяковского. На творческом вечере я познакомилась с одним из известных актеров. Три недели гастролей превратились для нас двоих в сказку. Он спросил: «Хочешь, я изучу украинский язык и перейду в ваш театр?» Я ответила: «Нет!» Мы гуляли по Львову, ели в парке вишни и черный хлеб Он уехал, и мне было очень тоскливо. Когда я принесла домой подаренный им огромный букет цветов, моя мама сказала: «Дочка, завянет букет, и все пройдет».
- Любовь Яковлевна, ваши дочь и внучки тоже связали свою судьбу с театром?
- Дочка, Татьяна Аркушенко, — актриса театра в Томске. Старшая внучка Ксения играет за рубежом, младшая Полина в этом году поступила в Московский институт кинематографии. Очень скучаю по трехлетней правнучке Зоечке. Так вышло, что все родные разъехались
- Никогда не хотелось что-то изменить в своей жизни?
- Жалею, что так и не научилась играть на гитаре (улыбается) А судьбу свою не променяла бы на другую. Конечно, чтобы 57 лет работать в одном театре, нужно иметь смелость. Ведь тут тебя помнят молодой Но когда выхожу на сцену, откуда только силы берутся!
Как рассказал «ФАКТАМ» генеральный директор Театра имени Марии Заньковецкой заслуженный деятель искусств Украины Андрей Мацяк, на торжественный юбилейный вечер планируется пригласить старых друзей, актеров-побратимов Киевского театра имени И. Франко, который возглавляет бывший заньковчанин Богдан Ступка. Министерство культуры Украины обещает выделить на празднование 90-летия театра 50 тысяч гривен. С 4 по 7 октября заньковчане порадуют киевлян четырьмя спектаклями.
Их представят в столичном Театре имени Ивана Франко. А в декабре состоится премьера во Львове. Зрители увидят «Сильву» Имре Кальмана в постановке художественного руководителя Театра имени Марии Заньковецкой Федора Стригуна.
Справка «ФАКТОВ»
В 1917 году при Троицком народном доме в Киеве был организован Комитет украинского национального театра, который возглавил драматург и политический деятель Владимир Винниченко. В 1922 году театру было присвоено имя Марии Заньковецкой. Тяжелое финансовое положение заставило труппу восемь лет путешествовать по Украине. В 1931 году театр получил государственный статус и стационарную прописку в Запорожье. В 1941 году коллектив был эвакуирован сначала на Кубань, потом в Сибирь. В 1944 году правительственным решением театр был переведен на постоянную работу во Львов. В 1972 году театру присвоено звание академического, в 2002-м он получил статус национального.
878
Читайте нас у Facebook