Правительство намерено круто разобраться с одним из самых успешных поставщиков в украину туркменского газа
Если украинские власти добьются ликвидации «РосУкрЭнерго», то могут оказаться в полной зависимости от «Газпрома»
Напомним, что компания «Рос-УкрЭнерго» была создана в июле 2004 года для поставок туркменского газа в Украину. Ее учредителями стали российский «Газпромбанк» и австрийский «Reiffeisenbank», которые разделили между собой акции 50 на 50. Компания начала работу с 1 января 2005 года и пока успешно справляется со своими обязанностями. Ибо отечественные промышленные объекты исправно получают импортное топливо по приемлемой цене.
Недавно премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что «РосУкрЭнерго» — это «нарост на дружеских отношениях» Киева и Ашгабата, тем самым решительно высказавшись против существования какого-либо посредника при закупках туркменского топлива. Премьер считает, что это поможет сделать механизм расчетов «более прозрачным». Очевидно, есть резон напомнить читателям о значении «РосУкрЭнерго» в поставках газа для страны и уникальной роли, которую сыграла эта компания в разрешении острых конфликтов с «Газпромом» минимум дважды за последние полтора года. Более того, радикальные настроения в правительстве по поводу участи этого оператора могут обернуться печальными последствиями.
Следует напомнить, что существование «РосУкрЭнерго» выгодно Украине по нескольким причинам. Во-первых, за доставку туркменского топлива в Киев через трубопроводы Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и России компания берет лишь 37,5 процента от общего объема газа. Для сравнения приведем цифры предыдущих операторов. Так, в 2002 году «Итера» требовала за эту услугу около 41 процента. Казалось бы, разница с сегодняшней цифрой невелика — каких-нибудь три с половиной процента. Но если учесть, что в денежном эквиваленте каждый процент — это примерно 60 миллионов долларов, то выгода очевидна.
Во-вторых, в 2004 году произошло довольно нетипичное для России событие: «Газпром» позволил компании с европейским капиталом обосноваться на своем привычном рынке. Это уникальный шанс для Украины, ибо в противном случае московский монополист получил бы в свое распоряжение весь туркменский газ и лишил бы Киев альтернативного источника топлива. Более того, если бы концерн стал эксклюзивным поставщиком энергоносителя в нашу страну, то тут же стал бы диктовать НАКу невыгодные для нас условия. Например, предложил бы «Нефтегазу» закупать горючее по европейской цене, долларов эдак по 160 за тысячу кубических метров. О чем, кстати, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил в интервью на прошлой неделе.
А потому, если украинские власти таки добьются ликвидации «Рос-УкрЭнерго», могут оказаться в полной зависимости от «Газпрома». Как известно, договор, подписанный российскими и туркменскими властями, гласит, что с 2007 года «Газпром» будет выкупать все экспортные объемы топлива у Ашгабата и распоряжаться ими по своему усмотрению. А потому Киеву придется иметь дело либо непосредственно с госкомпанией «Газэкспорт», которая не упустит случая повысить стоимость газа, либо же с другим посредником, но на сей раз непременно российским. А им вполне может стать небезызвестное предприятие «Итера», с которым Украине довелось «познакомиться» в 90-е годы.
В конце 90-х потребители нередко рассчитывались за энергоноситель топливом, порождая долги внутри страны
Напомним, что «Итера» была основана в 1992 году. С 1994 года одной из главных доходных статей предприятия стала торговля газом. И если в те времена «Газпром» сконцентрировался на поставках голубого топлива в дальнее зарубежье, то «Итера» стала оперировать на рынках СНГ. В Украине оператор долгое время довольно успешно реализовывал туркменское топливо. Причем в конце 90-х потребители нередко рассчитывались за энергоноситель бартером, порождая долги внутри страны.
Постепенно компания стала укреплять свои позиции на украинском рынке. Что, впрочем, неудивительно. В тот период предприятие четко отработало механизмы, которые давали ему немалую фору перед «Нефтегазом». Так, на границе «Итера» реализовывала свыше 40 процентов общего объема топлива «серым» дилерам. При этом оператор искусно уклонялся от уплаты налогов, ибо дилеры при ввозе газа в страну либо рассчитывались с государством векселями, либо же пользовались «давальческими» схемами. В то же время НАК добросовестно отстегивал чиновникам 20 процентов НДС и оплачивал транзит энергоносителя по украинским трубам.
Для того чтобы компенсировать эти затраты, госхолдинг продавал газ промышленным потребителям по 63-64 доллара за тысячу кубических метров, в то время как «Итера», не обремененная фискальными обязательствами перед государством, предлагала куда более привлекательную цифру — 50-55 долларов за тысячу кубических метров.
В результате все наиболее «лакомые» промышленные объекты сотрудничали с «Итерой». А «Нефтегаз Украины» оставался лицом к лицу с населением, которое всегда получало топливо по заниженным ценам, и пятнадцатью тысячами предприятий с низкой платежеспособностью. В их числе остались и вечные должники из «Теплокоммунэнерго», которые по сегодняшний день висят тяжким грузом на бюд-жете НАКа.
В 2002 году украинские власти решили наконец-то остановить медленную смерть «Нефтегаза» и начали переговоры с российским оператором. Чиновники предлагали сформировать СП НАКа и «Итеры» и решить проблему с газоснабжением раз и навсегда. Менеджеры оператора обещали честно платить налоги и прозрачно сотрудничать с госхолдингом. Но не тут-то было
Соблазн использовать старые привычные схемы был столь велик, что «Итера» не могла отказать себе в подобном удовольствии. Из обещанного НАКу объема (около миллиарда кубических метров газа в месяц) российская компания не поставляла и 10 процентов. А потому в декабре 2002 года это «сотрудничество» завершилось изгнанием оператора с отечественного рынка.
«Газпром» не располагает достаточными средствами для реконструкции трубопровода
Сейчас, если «Итере» предложат место «РосУкрЭнерго» на рынке, российская компания, разумеется, пообещает вести дела честно и открыто. Однако если учесть, что сегодня налоговая нагрузка на холдинг возросла вдвое, а туркменское топливо отныне оплачивается только деньгами, то можно себе представить, чем обернется для НАКа повторное появление «Итеры». Абсолютно легальные механизмы уклонения от налогов позволят компании снова переманить наиболее выгодных покупателей «Нефтегаза» на свою сторону. А украинское государство потеряет последнего не «газпромовского» партнера на рынке внешних поставок энергоносителей, поскольку «Итера» — «дочка» «Газпрома», а «РосУкрЭнерго» на
50 процентов защищено европейским банковским капиталом, интересы которого часто не совпадают с российскими.
Почему вообще холдинг «Рос-УкрЭнерго» занял ту рыночную нишу, которая ему сейчас принадлежит? Не только потому, что создал условия, позволяющие Украине экономить более 240 миллионов долларов в год на стоимости транзита. Но прежде всего потому, что предложил свои инвестиционные возможности для решения старой инфраструктурной проблемы Туркменистана — пропускной способности экспортных газопроводов.
Сегодня единственным маршрутом поставок туркменского газа на украинский рынок является магистраль «Средняя Азия-Центр». Ее проектная мощность около 70 миллиардов кубических метров в год. Однако ее сильный износ сейчас позволяет транспортировать лишь 40 миллиардов кубических метров. Так, в прошлом году Украина вместо оговоренных 36 миллиардов кубических метров топлива получила лишь 31,5 миллиарда. Причиной этого стали частые аварии в обветшалой системе. По словам экспертов, наиболее проблемные участки этой артерии расположены на территории Казахстана и Узбекистана. «Газпром», к сожалению, не может заняться реконструкцией трубопровода, ибо не располагает для этого достаточными средствами. Кроме того, прямое инвестирование российского концерна полностью лишило бы Украину контроля над процессами поставок. Поэтому была разработана форма банковского консорциума, цель которого — привлечь средства для капитального ремонта магистрали.
Объем капиталовложений на первом этапе оценивается примерно в 2 миллиарда долларов. Это позволит модернизировать весь трубопровод, вывести его на проектную мощность — 70 миллиардов кубических метров, а затем нарастить ее до 100 миллиардов. И тем самым дать возможность Украине получать законтрактованный газ в полном объеме.
Смогла бы подобное предложить «Итера»? В июле 2004 года, когда шли эти переговоры, столь выгодное предложение для транзитного пути Туркменистан-Украина не смог сделать даже «Газпром». «Лишних» 2 миллиарда долларов под эту инвестпрограмму не было даже у него. И разработки программ финансирования реконструкции сейчас в самом разгаре. Конечно же, можно просто взять и выставить «Рос-УкрЭнерго» с рынка, свернуть все программы финансового и технического сотрудничества. Но что будет потом? И кому это все будет выгодно, кроме «Итеры», которая просто хочет вернуть себе лакомое место посредника между Украиной и Туркменистаном? Возможно, условия поставок «РосУкрЭнерго» сегодня не идеальны. Возможно также, что действительно следует провести еще одни переговоры и сделать их более привлекательными для Украины. Это предмет договоренностей. Но стоит ли из-за этого ломать весь рынок под «ввод» заранее известного игрока?
226Читайте нас у Facebook