ПОИСК
Культура та мистецтво

Накануне своего 70-летия булат окуджава очень боялся, чтобы ему насильно не дали какой-нибудь орден

0:00 14 серпня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Вышла в свет книга воспоминаний известного музыканта Андрея Макаревича

Знаменитый музыкант Андрей Макаревич, в настоящее время больше известный как ведущий телепрограммы «Смак», человек увлекающийся. Он из тех, о которых говорят: «Покой нам только снится». Но многочисленные увлечения Андрея не мешают ему любое дело, за которое бы он не взялся, доводить до совершенства. Созданная им группа «Машина времени» стала легендой российского рока, а «Смак» -- передачей, которую любят и смотрят миллионы зрителей. А не так давно Андрей Вадимович взялся за перо. Он написал прекрасную автобиографическую книгу под названием «Сам овца», которая вышла в издательстве «Захаров». В ней много интересного не только из личной жизни музыканта, но и рассказы о знаменитых людях, с которыми автора свела судьба. С большой любовью он рассказывает о знакомстве с легендарным бардом Булатом Окуджавой. Макаревич как-то сказал: «Если бы я не услышал песни Булата Окуджавы за десять лет до того, как узнал о «Битлз», никакой «Машины времени» возможно бы и не было». С любезного разрешения издательства «Захаров» «ФАКТЫ» предлагают читателям отрывки из воспоминаний Андрея Макаревича.

«На вопрос: «Как вы относитесь к музыке «Машины времени», Окуджава ответил, что это ему не близко»

Однажды Митяев привез меня в гости к Окуджаве. Я сомневался, удобно ли -- не так уж близко мы были знакомы, но Митяев сказал, что все обговорено и нас ждут.

Знакомство с Окуджавой долгие годы было заочным и односторонним. У нас дома был маленький катушечный магнитофон -- как в фильме «Семнадцать мгновений весны» -- вещь по тем временам совершенно невероятная. Отец привез его из какой-то загранкомандировки.

Первым делом он пошел с ним в кино и записал всю музыку фильма «Серенада солнечной долины» -- там играл оркестр Гленна Миллера. На вторую пленку были переписаны у отца моего друга Димки Войцеховского песни Окуджавы вперемешку черт знает с чем.

РЕКЛАМА

Настоял на этом, правда, Димкин отец -- мой как-то не интересовался песнями под гитару -- он любил джаз.

На пленке были: «Синий троллейбус», «По Смоленской дороге», «Вы слышите, грохочут сапоги», «Ленька Королев» и «Как просто быть солдатом» (очень она тогда казалась антисоветской). С этих песен я и начал чуть позже игру на гитаре -- до Битлов было еще далеко. Не могу даже сейчас сказать, чем эти песни отличались от того, с чем они были перемешаны (я и не знаю, кто на этой пленке пел какую-то полублатную бузню), -- просто они были очень хорошие, а все остальные -- нет, и в мои восемь-девять лет это было яснее, чем дважды два.

РЕКЛАМА

В самом конце семидесятых Лена Камбурова взяла меня на концерт Окуджавы в Студенческий театр МГУ на улице Герцена. (Чудно вспомнить: и улица была еще -- Герцена, и театр МГУ -- театром, а не церковью. )

Мы пропихнулись через невероятную толпу по парадной лестнице на второй этаж, добрались до своих мест в зале.

РЕКЛАМА

Больше всего я боялся, что концерт отменят -- это тогда было самым нормальным явлением. Концерт начался, Окуджава замечательно пел, время от времени откладывая гитару и отвечая на вопросы из зала.

Развернув очередную записочку, он вдруг прочитал: «Как вы относитесь к музыке «Машины времени»?»

Окуджава пожал плечами и сказал, что то, что он слышал, ему не близко.

Мне показалось, что весь зал смотрит на меня, я сидел красный как рак.

А Окуджава снова посмотрел в записочку и дочитал до конца: «Ее лидер Андрей Макаревич находится в зале», -- и рассердился, видимо, на ситуацию и на себя. «Какая вообще разница, как кто к кому относится?» -- сказал он раздраженно. И концерт продолжился. Вторую половину я запомнил хуже.

«В гостях у Булата Шалвовича меня не покидало ощущение встречи с Учителем»

А потом, спустя много лет, меня представили Булату Шалвовичу (кажется, это было уже на его семидесятилетии). И первое, что он мне сказал: «Ради Бога, извините меня за ту дурацкую историю с запиской на концерте!»

Я вам клянусь -- это было одно из самых сильных потрясений в моей жизни. Я-то этот случай помнил, но чтобы помнил он, я не мог даже предположить.

Потом был прекрасный день рождения на маленькой сцене «Театра современной пьесы» -- даже не поворачивается язык назвать его юбилеем, настолько все было непафосно. И в конце выяснилось, что на бульваре под театром стоит толпа людей, не сумевших попасть внутрь, и Окуджава позвал Шевчука и меня, и мы втроем вышли к ним на балкон, как прямо совсем уж не знаю кто, и мы с Шевчуком даже что-то такое пели -- я все это не к тому вспоминаю.

Прошел еще год, и мы с Митяевым поехали в гости к Окуджаве. Окуджава сидел один в маленьком дачном домике в Переделкине. Он непрерывно курил, тяжело кашлял. Разговор, как это бывает между не очень близкими знакомыми, шел обо всем понемногу.

Я не мог отделаться от ощущения встречи с Учителем, я смотрел на фотографии в рамочках над письменным столом и думал, что и у меня точно так же висят над столом фотографии друзей в рамочках и что как это хорошо и естественно -- подняв глаза от работы, видеть любимые лица.

А на другой стене висело множество колокольчиков, и я думал, что и у меня в доме много колокольчиков, только висят они не на стене, а над входом. И что вот сейчас мы сидим рядом с человеком, который гораздо старше и гораздо мудрее нас и который написал гениальные песни, и что сидим мы так в первый и, может быть, последний раз, и надо попытаться услышать и запомнить все, что он нам скажет.

А Окуджава сказал, что последнее время не очень хорошо понимает, что происходит вокруг. Разговор коснулся политики, и Булат Шалвович спрашивал у нас: «А Чубайс? Он вроде толковый, да? А Гайдар?» Он спрашивал у нас! И это было мое второе потрясение.

Нет-нет, он совершенно не производил впечатление слабеющего умом старика -- упаси Бог! Он просто сознавал, что Время за окном для него уже движется настолько быстро, что не все детали различимы.

Я все это рассказываю не для того, чтобы похвастаться знакомством с Окуджавой, а к тому, с чего начал. Если мудрейший человек нашего века к концу жизни признается себе (и нам) в этом ощущении, то что же тогда говорить о нас, остальных? Страшно как раз не это -- это нормально. Страшно, когда человек, не желая осознавать своей неспособности угнаться за Временем, выносит приговор Времени, а не себе. Хотя винить не стоит ни Время, ни себя.

Вообще мне кажется, что изобретение хронометра нас сильно сбило с толку. Время -- гораздо более сложная, многомерная и необъясненная вещь, и пытаться измерить его с помощью равномерно ползущих по циферблату стрелок или мигающих электронных циферок -- все равно, что пытаться измерить объем Мирового океана с помощью ученической линейки.

Во всяком случае то, что оно для каждого движется по-своему и зависит это движение от возраста, места, ситуации и еще массы обстоятельств, не вызывает у меня никакого сомнения. И дело тут не в субъективности ощущений, вы мне поверьте.

Кстати, по поводу юбилея -- со слов Беллы Ахмадулиной. Накануне семидесятилетия Окуджава позвонил ей и с тревогой спросил: «Как ты думаешь, мне не могут насильно дать какой-нибудь орден?»

377

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів