ПОИСК
Події

В киеве много мест, где происходили чудеса с нашими пращурами, которые они приписывали силе святого николая чудотворца

0:00 19 грудня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
К сожалению, теперь эти территории нуждаются в очистке и возрождении

Святой Николай, день которого сегодня отмечает весь православный мир, во времена Киевской Руси был одним из самых почитаемых святых. Как свидетельствуют письменные источники, святой Николай родился в конце третьего столетия нашей эры в городе Патара, в 60 километрах от Миры, в Ликии. В Киеве церкви во имя святого Николая сооружались с самых давних времен. Легендарной местностью, с которой связано одно из главных киевских чудес, приписываемых святому Николаю, -- чудо о половчине (половце), является Подол, а вернее, местность под названием Плоское.

Жил здесь некогда киевлянин по имени Добрик, и пленил он однажды половца. И так этот половец просился домой, что Добрик решил его отпустить, но прежде заставил поклясться на иконе святого Николая, что половец пришлет за себя выкуп. Добравшись до дома, половец про выкуп и думать забыл. Но вдруг напал на него неизвестный недуг -- стало его ломать и корчить, а ночью приснился ему святой Николай, напоминающий о долге перед киевлянином. Собрал половец выкуп, отвез Добрику, и хворь его сразу же прошла.

Николаевских церквей и соборов за полуторатысячелетнюю историю Киева было великое множество

-- А икона, на которой клялся половец, находилась в древней Николаевской церкви (XI век), располагавшейся в Плоском. Так до XIX века называлась местность от Днепра до улицы Фрунзе, а сверху, на высотах, вплоть до Бабьего яра, ограниченный речкой Сырец, впадавшей в Почайну в районе путепровода с улицы Телиги на Петровку, стоял так называемый Плоский лес, -- рассказывает историк Алексей Зотиков. -- Так вот, на улице Фрунзе (в Плоском), на территории нынешнего завода молочной кислоты, нашли развалины древней церкви Святого Николая. Это случилось в середине XIX века, когда киевский заводчик Марра решил выстроить несколько заводов на тогдашней улице Кирилловской (Фрунзе). Об этом пишет исследователь киевской старины Шероцкий в своей книге «Киев. Путеводитель», изданной в 1917 году.

Еще одно чудесное повествование связано с церковью Николая Притиска, выстроенной в 1631 году. Название возникло после того, как святой Николай якобы притиснул (прижал) злодея, пытавшегося ограбить храм.

РЕКЛАМА

Николаевских церквей, соборов в Киеве -- за всю его полуторатысячелетнюю историю -- было великое множество. Но вернемся в Плоское, на улицу Фрунзе. Нынче это промышленная зона. Мало кто знает, какими величайшими культурными традициями богата эта местность. Поднявшись сегодня на задворки нотной фабрики по Мыльному переулку, можно увидеть заброшенный карьер Подольского кирпичного завода, в глубине которого собрались в озерцо голубые воды со склонов срытой горы из мергеля -- голубой глины.

Страшное запустение царит здесь -- на границе Подольского и Шевченковского районов: на поросших деревьями холмах обитают в шалашах бомжи. А некогда здесь располагался Николаевско-Иорданский монастырь, и вся территория с древнейших времен была густо заселена. Шероцкий даже называл это место центром древнейшего Киева до великокняжеской поры.

РЕКЛАМА

Нынче почти в центре Киева необходимо срочно проводить полную рекультивацию земель, засыпать карьер, укреплять склоны горы. Но серьезный экологический проект невозможен без культурологических исследований. Кстати, там, где сейчас в карьере собралось озерцо, некогда на нетронутой горе стояли монашеские кельи Николаевско-Иорданского монастыря. Недалеко -- в заплаве реки Почайны -- было Иорданское озеро. Святой Иорданский источник, возле которого возник этот монастырь, существует и ныне -- на задворках автомастерской в Мыльном переулке. Он крайне запущен, занесен грунтом, но все же вода в нем есть -- из-под корней деревьев на склоне горы бьет маленький ключ.

Место, с которым связаны чудеса и прекрасные легенды, не должно пребывать в запущенном состоянии

С Иорданским источником, как и со стоявшей неподалеку древней церковью святого Николая, связано еще одно чудо. Киевский паломник, отправившись в Святую Землю, уронил там в воды Иордана свой серебряный ковшик оригинальной работы. Вернувшись в Киев, паломник пришел к святому источнику у Николаевской церкви и… обнаружил в нем свой утерянный за многие тысячи километров ковшик. Так как из свершившегося чуда наши праотцы сделали вывод, что вода в ключе питается водами самой святой реки, протекая подземным путем от Иерусалима до самого Киева.

РЕКЛАМА

Место, с которым связаны чудеса и прекрасные легенды, не должно пребывать в таком диком, запущенном состоянии, как нынче.

«Монастырский период» на данной территории начинается с XVI века, когда рядом с Николаевской церковью создается женская обитель. Ее непосредственным «начальником» был игумен расположенного неподалеку Кирилловского монастыря. В 1710-х годах первый киевский генерал-губернатор Голицын начал «очищать» Печерск от монастырей. Так, во Фроловский был переведен Вознесенский женский монастырь (размещавшийся возле Киево-Печерской лавры), от Михайловского Златоверхого монастыря «убрали» Иоанно-Богословский женский монастырь, располагавшийся на месте нынешнего здания Министерства иностранных дел Украины, и перевели его в Плоское, где поселили рядом с Николаевско-Иорданским женским монастырем.

Многочисленная женская монашеская «колония» прославилась своим золотым шитьем, ткачеством (работы монахинь и поныне можно видеть в киевских музеях). Жили монахини в окружении мирян -- вся местность вокруг была застроена мещанскими хуторами, подведомственными магистрату, на реке Сырец стояли водяные мельницы. Земля использовалась под посевы зерновых и виноградники. Но главным богатством были частные миниспиртовые заводы. Разрешение на установку «котлов» и производство горилки давал магистрат или Кирилловский игумен (все Плоское формально принадлежало монастырю).

Понемногу зарабатывали на жизнь производством и продажей горилки и иорданские монахини, за что подвергались гонениям киевских митрополитов -- Зборовского, Щербацкого, Могилянского, которые издавали запреты на шинкование на территории Иорданского монастыря. В отличие от других монастырей, выносивших свои шинки на бойкие места (вся Хрещатая долина -- ныне Крещатик -- была заставлена шинками Михайловского и Софийского монастырей), иорданки продавали свои напитки прямо на территории обители. Был жуткий донос митрополиту Кирилловского игумена о том, что над Кирилловской дорогой (улицей Фрунзе) ночью стоит дикий пьяный ор из многочисленных шинков, в том числе и монашеского.

Через некоторое время Иоанно-Богословский монастырь закрыли, воспоминание о нем осталось лишь в искаженном названии переулка -- Богуславский (правильно было бы Богословский). Из Николаевско-Иорданского затворниц перевели в Золотоношский женский монастырь (не так давно он был возрожден). В тот период Киев потерял многие обители, так как по указу Екатерины II проводилась секуризация церковных земель.

Иорданский источник, как и в древние времена, несет воду из недр горы

В XIX веке на улице Фрунзе появились первые промышленные предприятия -- спичечная фабрика Кузнецова (где теперь мебельный комбинат), пивной завод Ричардта, три завода построил Марра. Когда строительством в этом районе решил заняться Зайцев (был широко известен роддом Зайцева), он пригласил для исследования территории археолога Викентия Хвойку. Так, на улице Кирилловской, 81 была найдена знаменитая Кирилловская стоянка, датируемая IV--III тысячелетием до нашей эры, которая считается одним из центров Трипольской культуры.

Никольская церковь, которая оставалась от Иорданского монастыря, до 1932 года была приходом, затем ее разобрали и построили школу, в которой в годы войны был фашистский концлагерь для советских военнопленных. Теперь здесь административное здание нотной фабрики. Зато остался Иорданский источник. Как и раньше, несет он воду из недр горы. Может быть, случится еще одно чудо: его расчистят и построят маленькую часовенку…

1330

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів