ПОИСК
Політика

Иван чиж «иностранцы, когда узнают, что у нас есть проводная система радиовещания, поражаются: «у вас же такое богатство! «. А мы стараемся его уничтожить»

0:00 15 червня 2002
Інф. «ФАКТІВ»

В каждом демократическом государстве должность Председателя Государственного комитета по информационной политике, телевидению и радиовещанию является одной из ключевых на информационном поле страны, и ответственность человека на этом посту огромна. Диапазон этой отвественности колеблется от технических, технологических и экономических аспектов деятельности СМИ до «моральности» продукции, предлагаемой отечественным телеэфиром. И правильность этого утверждения подтвердила горячая линия, во время которой с читателями «ФАКТОВ» общался председатель Госкомитета по информационной политике, телевидению и радиовещанию Иван Чиж.

«Нужно не запрещать русский язык, а создавать условия для того, чтобы развивался государственный»

-- Здравствуйте, это прямая линия с Чижом? Можно задать вопрос Ивану Сергеевичу?

-- Я вас слушаю.

-- Очень приятно! Это киевлянин Кондрашов Владимир Захарович. Есть ли у современных средств массовой информации, особенно у телевидения, какая-нибудь информационная политика? Какой идеологией они руководствуются в своей работе -- добром, гуманизмом, уважением к человеку, осуждением насилия? Я лично считаю, что телевидение губит молодежь. А если это не так, то с какой целью демонстрируются боевики, разврат, а по ночам секс в самом откровенном виде? И второй вопрос касается русского языка. Кому он мешает?

РЕКЛАМА

-- Спасибо, Владимир Захарович. Вы задали очень серьезные вопросы, и я попробую на них кратко ответить. Насилие, жестокость в том, что транслируется на наших каналах, к сожалению, действительно присутствуют. Увы, в нашем правовом поле не устанавливается четкая ответственность. Сегодня в компетенции Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания выдача лицензий, этот государственный орган должен контролировать вещателя и на предмет того, что показывается. Но проблема еще в том, что решения Нацсовета зачастую просто не выполняются. Со своей стороны мы также отслеживаем, что транслируют наши телеканалы, и уже заметили нарушения некоторых норм, предусмотренных действующим законодательством. Особенно это касается рекламы. Например, недавно на одном из столичных каналов шел фильм «Белое солнце пустыни». Его дважды прерывали рекламой: один блок -- 12 минут, второй -- 7 минут 29 секунд. Таких случаев очень много. А ведь это грубое нарушение действующего законодательства. Реклама может быть размещена в начале передачи и после ее окончания. Госкомитет намерен жестко реагировать в случае выхода в эфир продукции, нарушающей нормы общественной морали, вплоть до обращения в суд.

Что же касается русского языка, то сейчас политика Госкоминформа такова, что его нужно не запрещать, а создавать условия для того, чтобы развивался государственный и параллельно выстраивалось информационное поле, которое на равных конкурировало бы, а то и перевешивало, русскоязычные издания. Десять лет борьбы на высоких уровнях управления информационной сферой и языковой политикой с русским языком дали прямо противоположный результат. Так действовать нельзя! Поэтому сейчас Государственный комитет подал три законопроекта и продолжает вести наступательную позицию в смягчении налогового давления на издание украинской книги. Необходимо принимать и политическое решение. Россияне пять лет стимулировали своих издателей -- и уже заполнили российской книжной продукцией не только отечественный рынок, но и вышли на внешние рынки. И мы должны это сделать!

РЕКЛАМА

-- Согласен. А как насчет российского телевидения?

-- Оно достаточно доминирует в спутниковом вещании. У нас в текущем году есть намерение запустить канал спутникового иновещания «Украина и мир». Нужно, чтобы мир видел Украину посредством нашей информационной продукции, а не так, как нас интерпретируют.

РЕКЛАМА

Или вот возьмите газету «ФАКТЫ». Газета, хотя и русскоязычная, но интересная, ее люди покупают, и тираж огромный! Это свидетельствует лишь о том, что не так уж важно, на каком языке выходит издание, главное -- позиция газеты государственная и социально востребованная. Нужно реально заниматься проблемами украинского государства, а не только их декларировать.

-- Добрый день! Это вас из Луганска беспокоят. Как мне связаться с господином Чижом? Меня зовут Петр Тимофеевич.

-- Слушаю вас.

-- Господин Чиж, вы как государственный деятель ответьте мне, пожалуйста, на пару вопросов. Как и когда намерены прекратить антинародную пропаганду насилия, жестокости, разврата, рекламы алкоголя, табачных изделий СМИ, а также в рекламных акциях? И второй вопрос: когда, наконец, героем будет человек труда, ученый, труженик и другие, настоящие герои, а не бандиты, изуверы и голые дамы? Возьмите сегодняшний номер «ФАКТОВ» и посмотрите -- опять голая дама на последней странице… Популярная газета, читать приятно, а тут -- такой снимок. Передайте это главному редактору газеты господину Швецу.

Александр Швец:

-- Я слышу вас. А читать все-таки приятно?

П. Ш. : Приятно читать газету. Но вы же понимаете, нельзя ставить такие снимки. Я эту газету читаю своим детям и своим внукам.

А. Ш. : А ведь в музеях Афродиты голые. Их тоже надо одеть?

П. Ш: Неужели вы думаете, что на этом зарабатываете? Ваша краткая, объективная информация -- вот самое главное! А насилие, жестокость и разврат не свойственны нашему народу.

Иван Чиж:

-- Петр Тимофеевич, вы только что говорили с Александром Ефимовичем и, полагаю, ваши пожелания будут учтены. Спасибо, что главную сущность газеты вы подметили точно -- ее информационную насыщенность и объективность. В принципе, я на вашей стороне. И думаю, что без таких картинок тираж газеты не уменьшится. Но молодым людям это нравится, тем более, что опубликованные фотографии можно отнести к разряду эротики, а не к вульгарным формам.

А теперь о насилии. Я был народным депутатом двух созывов. В предыдущем парламенте внес на рассмотрение Верховной Рады изменения в проект закона о защите общественной морали. С ним я трижды стоял на трибуне, стараясь провести закон, который бы защищал общественную мораль от деградации, порнографии, жестокости и убийств. К сожалению, документ не прошел по многим причинам, одна из которых чисто коммерческая -- принятие такого закона ограничивало возможность некоторых людей зарабатывать на этом деньги. Теперь уже есть Указ Президента «О защите общественной морали». Наш комитет на его основании сейчас разрабатывает соответствующий законопроект.

«Некоторые структуры, повышая тарифы, рубят сук, на котором сидят»

-- Зачем нам реклама и американские фильмы? Чтобы проституция процветала?

-- Есть даже термин такой -- «американщина», которым обозначают низкопробную продукцию. На следующей неделе в Крыму будет проходить теле- и видеоярмарка. На ней будет серьезно представлен «Укртелефильм». И я мечтаю, чтобы из архивов подняли то, что у нас есть. Ведь это золото в запасе лежит! Историческая хроника, культурологические фильмы. Их надо найти, подать на экран, и у в молодых людей восстановится интерес к нашей истории, нашим традициям, нашим обычаям.

-- Добрый день, Иван Сергеевич. Вас беспокоит Василий Баранович, редактор детского журнала «Барвинок». Меня интересует тема государственной поддержки детских изданий. Неожиданно удвоенная стоимость доставки и оплата за оформление абонента прежде всего ударят по тем изданиям, которые люди подписывают на короткий срок. «Укрпочта» очень бодро отрапортовала об успехе подписной кампании, но скромно промолчала о том, что издания для детей, научная, литературно-художественная периодика потеряли в подписной части 30 процентов. Скажите, пожалуйста, ваша концепция информационной политики предусматривает конструктивный диалог распространителей с прессой? И ведется ли такой диалог по проблемам детской периодики?

-- Благодарю вас. Вы задали весьма серьезные вопросы, не только связанные с подпиской, но и с будущим детских изданий, будущим печатных СМИ вообще. Во-первых, мы считаем, что необходимо завершать эпоху монопольного давления на СМИ, с какой бы стороны это давление ни оказывалось. Мы старались это сделать, внеся изменения в Закон о государственной поддержке СМИ и социальной защите журналистов об ограничении доходов, рентабельности от подписки и до доставки сорока процентами. Я до сих пор считаю, что нет необходимости разрабатывать еще какие-то подзаконные акты, постановления, потому что закон абсолютно точно выписывает эти параметры. Что касается подписки, то я убежден: названные структуры сами рубят сук, на котором сидят, потому что сегодня выставлять большие тарифы -- значит ограничивать количество тиража и фактически уменьшать будущие доходы. Это сильно ударит не только по изданиям, но и по ним самим. Сейчас надо идти путем, продемонстрированным Министерством транспорта -- существенное снижение тарифов. Тогда и доходы будут большими -- за счет роста объемов подписки и тиражности изданий.

-- Иван Сергеевич, не найдется ли у вас времени, чтобы встретиться -- я хочу передать вам мое письмо по поводу других проблем детской периодики? Я уже собирался его вам отправить.

-- Не просто «найдется», я обязан это делать! Мы с вами обязательно встретимся.

-- Иван Сергеевич, вас беспокоит Ольга Викторовна, контролер ОТК офсетного цеха, издательство «Лугань» из Луганска. Я отработала на производстве много лет, а теперь мы уволены -- весь коллектив, полностью! Не могли бы вы нам помочь? На предприятии очень большие задолженности по зарплате. Оборудование нормальное, есть у нас высококвалифицированные специалисты, люди хотят работать. Просим у вас помощи.

-- Ольга Викторовна, я знаю проблемы издательства «Лугань». Действительно, это мощное предприятие, и оно могло бы нормально работать. Есть еще несколько издательств, например, тернопольское «Збруч», там аналогичные проблемы. Думаю, мы сделаем все, чтобы исправить ситуацию с вашим предприятием, тем более, что оно достаточно хорошо оснащено технически, а мы сейчас работаем над удешевлением книгоиздания с помощью изменения налоговой политики.

«То, что на ТВ больше показывают Украину, а не соседнюю страну, я считаю нормальным»

-- Алло, это «ФАКТЫ»? Прямая линия? Иван Сергеевич, звонит вам Екатерина Владимировна из Вышгорода. Я редактор районного радиовещания с 15-летним стажем, весьма обеспокоена состоянием проводового радиовещания. Наше радио является единственным самым дешевым средством массовой информации. А отношение к нему, я бы сказала, не совсем внимательное. Я вас уважаю, и прошу обратить внимание именно на проводное радиовещание.

-- Екатерина Владимировна, полностью разделяю вашу обеспокоенность в отношении районного радио и проводного радиовещания. Мы выступаем за то, чтобы наряду с государственными, коммунальными СМИ развивать и негосударственный сектор медиа-рынка. Однако Госкоминформ категорически против разрушений проводного радио. Сейчас отрабатывается и, думаю, что в июле начнется рассмотрение уже в предметном аспекте внутренне-отраслевой программы «Районное радио и телевидение». Ведь сегодня, к сожалению, есть регионы, где сохранилось менее половины проводного вещания. А ведь оно сейчас выполняет, кроме информационной, еще и стратегическую функцию -- предупреждение о стихийных бедствиях и т. п. Кроме того, нынешние технологии позволяют на этот кабель заводить несколько технологических линий, тот же Интернет, например. Мы же хотим, чтобы и сельская школа, и сельский Дом культуры, и сельский человек могли работать в этом режиме. Иностранцы, когда узнают, что у нас такая система вещания, поражаются: «У вас же такое богатство!». А мы стараемся его уничтожить.

*-- Это Иван Сергеевич? О, слава Богу, дозвонилась! Елена Григорьевна из Броваров вас беспокоит. Почему не показывают в дневные часы российское «Время» и когда на телевидении перестанет преобладать негативный материал? Неужели у нас в жизни нет ничего хорошего?

-- Спасибо за вопрос, Елена Сергеевна. Относительно российского «Времени». Есть значительное количество людей, которые не смотрят программу «Время», потому что они не подсоединены к спутниковому телевидению, кабельным каналам. Учредители каналов, изучая потребности своих телезрителей, исходят из того, что их интересует. А то, что больше показывают Украину, а не, скажем, соседнюю страну, я считаю нормальным.

По поводу негатива. Здесь я с вами полностью согласен. Надо посоветовать журналистам состязаться в поиске позитивных материалов. Дело в том, что если есть спрос на информацию и она читаема, СМИ на это реагируют, потому что каждое издание, помимо информационного, является еще и коммерческим проектом. Это надо понимать.

А что касается ответственности журналиста, то я бы хотел обратить внимание не столько на объективность факта, сколько на полноту его изложения. Проиллюстрирую это на примере ситуации, возникшей вокруг польского захоронения во Львове, которая приобрела проблемный характер. Основной акцент был сделан на том, что Львовский горсовет решил не писать текст, предложенный польской стороной. Больше информации не было. Но ведь это же история! Ее не перепишешь, поэтому надо было вместе сделать мемориал памяти трагических страниц прошлого наших двух народов. Ведь тогда, в 1918--1919 годах погибли и поляки, и украинцы. А мы, к сожалению, говорим только о конфликте, который возник на этой почве, не учитывая примиряющего фактора -- ведь мертвые примиряют нас, живых!..

Прямую линию подготовили Александр АРТАЗЕЙ, Александр ГАЛУХ, Светлана ОЛИФЕР, «ФАКТЫ»

 


308

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів