«наверное, наши соседи любят классическую музыку, иначе нас давно выселили бы из квартиры»
Профессиональные музыканты утверждают, что редко какой пианист зрелого возраста отважится сыграть «Карнавал» Шумана или вторую сонату Брамса.
-- Для этого надо жизнь прожить, -- замечает генеральный директор конкурса молодых пианистов имени Горовица Юрий Зильберман. -- Это все равно, что Гамлета сыграть на сцене. В четырнадцать лет такое просто невозможно.
Но Вадим Холоденко доказывает обратное, потрясая залы Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона, Цюриха, Загреба, Санкт-Петербурга, Москвы и многих других городов мира.
Дома не любят говорить об успехах Вадика, а уж тем более хвалить его.
-- Он у нас нормальный, -- рассказывает мама Нина Анатольевна. -- Гоняет с мальчишками в футбол, ходит за продуктами на базар, радуется мягким игрушкам, как маленький. А еще обожает свою кошку Марфу -- сам купил ее после победы в конкурсе юных пианистов имени Владимира Крайнева.
В скромной квартире царит умиротворенная атмосфера. Будто соприкасаешься с живым уголком природы -- например, с морем или лесом
-- Сколько музыки переслушали наши стены! Да что наши -- соседские не меньше, -- говорит бабушка Галина Ивановна. -- Летом, когда открыты окна, игру Вадика слышит весь дом.
-- И как? Восторгаются? -- спрашиваю.
-- Я всегда прошу Вадика не играть до девяти утра и после девяти вечера, -- неловко пожимает плечами бабушка.
В доме всегда стояло пианино. В свое время музыкальную школу окончила бабушка, затем -- мама. Профессионалами они не стали, занимались музыкой для души. Пианино почиталось как предмет духовного культа, казалось живым. В семье считали, что воспитание без музыки неполноценно. И не сомневались: появится ребенок, он обязательно будет играть. И вот 6 сентября 1986 года родился крошечный мальчик (весил Вадик при рождении два килограмма 800 граммов).
-- Когда его принесли домой, я, заметив, что руки мальчика намного больше ножек, сказала в сердцах: «Видимо, ждет малютку нелегкая шахтерская судьба», -- вспоминает бабушка.
После первого дня, проведенного Вадиком в детсаду, воспитательница сказала: «Ваш мальчик не такой, как все. Дети нормально играют, а он уходит в спальню и закрывается».
Другая мать, услышав подобное, строго бы отчитала малыша. Но Нина Анатольевна вспомнила, как сынишка перебирал свои нехитрые игрушки дома на коврике под музыку «Лебединого озера», «Щелкунчика», а из его глаз исходила недетская мудрость. На следующий день воспитательница сообщила, что мальчик хотел самовольно уйти. И ситуация с садиком прояснилась окончательно. В другом детсаду Вадик продержался целый месяц. У мамы много раз спрашивали: «Почему он у вас такой?» Ответить на этот вопрос Нина Анатольевна смогла, лишь когда ему исполнилось шесть лет. Мальчика решили отдать на обучение в музыкальную школу. В считанные дни он выучил все ноты и прикипел к инструменту.
Позже Вадик уже с первого раза мог играть музыкальные произведения. А сегодня его память удерживает фантастические большое количество текста. Например, шестую сонату Прокофьева, занимающую 54 страницы, он запомнил после третьего прочтения. Несколько часов кряду может играть юный пианист, не подглядывая в нотные записи.
С Вадиком мы говорим о композиторах. (Как оказалось, самые любимые книги юного пианиста -- жизнеописания великих музыкантов)
-- И много ты знаешь счастливчиков среди композиторов?
-- Таких нет.
-- Но ведь, кажется, Прокофьев неплохо жил?
-- Не сказал бы. Его ведь до 1917 года не признавали.
-- А большего страдальца, чем Бетховен, мир, наверное, не помнит?
-- Баху, думаете, легче было растить двадцать одного ребенка? Думаю, что лучше всего жилось Верди -- музыка у него такая светлая
-- А сам ты не пытался сочинять?
Вадик уклоняется от ответа, а сидящая рядом мама раскрывает его тайну:
-- Да у него масса собственных сочинений, в большом мешке не поместились бы.
-- А почему ты никому не показываешь?
-- Еще рано.
-- Когда же играешь свою музыку?
-- Когда никого нет дома.
-- А если бы ты вдруг очутился на необитаемом острове и там не оказалось инструмента, что бы делал?
-- Умер бы, наверное, -- иронично замечает Вадик.
-- О нет, я знаю, -- включается в разговор мама. -- Ты бы разлинеил прибрежный песок и сочинял музыку. У тебя ведь всегда в голове звучит музыка.
-- Наверное, и сейчас звучит? -- спрашиваю. -- Интересно, какая?
-- Вадик улыбается: «Скрябина слушаю »
-- Что бы ты купил, если бы удалось заработать за концерт приличную сумму?
Вадик отвечает не сразу -- вопрос неожиданный.
-- Наверное, дом. Чтобы можно было свободно заниматься музыкой, и бабушка не смешила меня своим: «Играй потише!» Пианино ведь не грампластинка, звук в нем не убавишь Мне кажется, что люди любят классику, иначе нас бы давно выселили из квартиры
317Читайте нас у Facebook